Ход крестом

Наблюдения за паломниками — участниками крестного хода, возле Киево-Печерской Лавры.
Сегодняшнее шествие православных паломников парализовало движение практически на всех центральных улицах столицы. Не работало и метро, к примеру – Арсенальная, самая близкая к Киево-Печерской Лавре станция. Именно Лавра была главной точкой в маршруте участников действа. Там многие из них собирались остаться на всенощную.

Кратчайший путь к святыне с помощью наземного транспорта можно было преодолеть, пересев на маршрутку от станции метро Печерская. Можно сказать, что крестный ход для меня прямо там и начался.

Первые несколько остановок я разглядывала в окно бесконечные автобусы с полицейскими и военными и наблюдала, как бабушка в синем платке постоянно крестится в окно маршрутки. Но уже ближе к Арсенальной сюда зашли паломники – с десяток мужчин и женщин, во главе которых был бородатый священник в черной рясе и с крестом в руках. Женщины, одетые в длинные замызганные юбки, растянутые свитера поверх футболок и маек (градусник сегодня показывает +28С), с платками на головах и потемневшими от «дорожного» загара лицами еле вместились в салон. Мешали им громадные рюкзаки на спинах, которые те даже не додумались снять в маршрутке. У некоторых из них из рюкзаков дополнительно торчали цветастые карематы.

«Скико нас человек?» – зычно спросил мужчина в начале салона, пытаясь сосчитать необходимую сумму за проезд.

«Все православные», — ответил ему другой, с задних рядов маршрутки.

«К Богу надо обращаться. Он всем дает», — зачем-то добавила женщина.

Три женщины рядом со мной, одетые в длинные летние ситцевые платья, поочередно начали доставать из своих маленьких сумочек аккуратные шелковые платочки. Сразу видно – они тоже туда, но, судя по всему, местные. Пешком они сюда из других городов точно не шли.

Водителю удалось доехать только до Площади Славы. Там, у входа в парк, пришлось высадить пассажиров – улица была перекрыта полицейской машиной.

«Ничего, пешком дойдем», — резюмировали паломники, покидая салон маршрутки. Одна из них, полная коротко стриженная женщина под 60, выходя, смачно сплюнула на асфальт. И они пошли.

Охранять крестный ход сюда согнали чуть ли не все правоохранительные структуры Киева. По крайней мере, выглядело это именно так. Патрульные полицейские, национальная полиция, полицейские машины и даже велопатруль, военные и даже так называемый «РПОП» — «рота поліції особливого призначення». Вдоль дороги – несколько карет «скорой». У мусорников – горы пустых пластиковых бутылок.

Ближе к самой Лавре слышится характерный запах биотуалетов, постоявших день на жаре. Они стоят вдоль дороги. Так же, вдоль дороги, на бровке, сидят участники крестного хода. В основном, это женщины разных возрастов. Но молодых все же меньше. Они собираются группками по несколько человек. Во многих группках – дети. Те, кто не вместился на бровку, расселись на газонах в парке Вечной Славы или просто на небольших «островках» из травы вдоль дороги. Почти все – едят. Пирожки и другие хлебобулочные изделия, очевидно, купленные прямо здесь, в ларьках «Лаврская выпечка», свежие огурцы с помидорами, бутерброды и даже консервации прямо из стеклянных банок.

Ближе к Мыстецкому Арсеналу людей становится больше, как и полиции. Мимо меня пробегает плотный пузатый мужчина за 40 с густой бородой. Он одет в камуфляжные штаны, футболку цвета хаки. На спине – рюкзак, а на шее болтается огромный деревянный крест с распятием – может быть, сантиметров в 20. Такие скорей вешают на стены, а не на шею.

На крыльце административного корпуса Арсенала, прямо у входа, тоже сидят паломники – женщины и мужчины. Напротив них кучкуются полицейские. На газоне без единого движения лежат двое детей – мальчик и девочка, лет по 6 на вид. Несколько раз пытаюсь сфотографировать их на телефон. В итоге, за своей спиной слышу недовольный возглас: «Дееевушка!»

Мимо проходят люди – мужчины и женщины разных возрастов. На шеях у многих из них висят бумажные иконы в золотом окаймлении, по формату похожие на стандартные почтовые открытки. Некоторые несут большие иконы в рамах в руках перед собой.

«Проверяем подозрительных лиц, — слышится из рации полицейского рядом. – Разбиваемся на группы и патрулируем территорию. Охраняем общественный порядок. Давайте».

Чуть поодаль на лужайке – толпа паломников. В центре стоит женщина средних лет. В руках держит скомканные листы А4. Она делает перекличку – зачитывает фамилии вслух, по очереди. После каждой оглядывается по сторонам, стараясь зацепиться взглядом за соответствующего человека.

«Ты б на такой женился?», — спрашивает один полицейский у другого, кивая куда-то в сторону компании молодых участниц шествия в косынках и цветастых юбках. Его собеседник задумчиво молчит.

Дальше иду к самой Лавре. Сбоку – голубой водовоз с надписью «Питьевая вода». К нему выстроилась очередь. Кое где появляются нищие с пластиковыми стаканчиками в руках – просят милостыню. Посреди дороги – несколько молодых полицейских о чем-то беседуют с  пузатыми мужчинами под 40. Мужчины одеты в рубашки с коротким рукавом и брюки, в руках держат кожаные барсетки или портфели – похожи на сотрудников МВД в штатском, скорей всего, на каких-то руководящих должностях. Возле них со старанием раздает какие-то указания Александр Фацевич, замглавы Национальной полиции Украины.

Передо мной – двое мужчин под 50, на участников шествия не похожи, одеты слишком «по-граждански».

«Ну, пойдем, я тебя пивом угощу. Хоть бокальчик. Это ж лучше, чем если чай», — говорит один другому.

У входа в Мыстецкий Арсенал худощавая женщина в синем платье и серой косынке громко разговаривает по телефону.

«Молчишь и улыбаешься, а все думают, что ты странный, — кричит в трубку она. – Я приехала, и это – самое главное».

Мимо проходит небольшая колонна в пару десятков человек. Женщины пенсионного возраста громко читают молитвы, священник в сером одеянии несет перед собой большой крест и хоругвь. Перед ними выскакивает парень-фотокорреспондент и начинает снимать.

«Каких это новостей корреспонденция?» — спрашивает священник и хихикает. Тем временем, рядом идут три женщины и обсуждают, как попали на крестный ход и каким образом отсюда уехать.

«Я спонтанно вчера вечером вышла на улицу, а потом села в автобус и уехала сюда. Не собиралась вообще», — говорит одна, в юбке в мелкий цветочек.

«А домой будешь завтра ехать?» — спрашивает другая, у нее юбка уже с леопардовым принтом.

«Не знаю, если будут автобусы. Не будет – так на всенощную еще останусь. Что я, на поезде, что ли, поеду?», — удивляется другая.

Иду в конце колонны, за ними, чтобы посмотреть, куда их ведут. Передо мной семенит бабушка – тоже в косынке, как и все женщины, в бордовой юбке и рубашке. В одной руке – сумка, в другой – белый пакет. Она постоянно останавливается, чтобы поправить что-то в своей обуви, потом подхватывает сумки и бежит дальше. И так – несколько раз.

«А куда вы спешите так?» – спрашиваю.

«Спасаться нам всем надо», — отвечает бабушка и продолжает догонять своих.

Иду за ней и оказываюсь возле ресторана «Царское село». За ним, на площадке, припаркованы автобусы, на которых приехали паломники. На большинстве написано «Нерегулярные перевозки», но на некоторых – таблички с названием епархий и населенных пунктов. Тульчинская епархия, Винницкая, Белоцерковская, Шепетовка.

«Мария, сидайте! – кричит из окна серого «спринтера» с табличкой «Белая Церковь» женщина в годах. – Мы едем! Прости Господи!».

Другая, очевидно, Мария, заскакивает в автобус, двери захлопываются и они уезжают. Тут же стоит припаркованный на бровке автомобиль. Прямо за ним и за автобусами видна площадка, предназначенная специально для парковки. Пустая.

На часах – 17:00. Пока возвращаюсь назад к Лавре, несколько раз встречаю спешащих на автобусы домой людей.

Вот, к примеру, супружеская пара преклонного возраста. Он быстро идет впереди, оборачиваясь, кричит ей недовольно: «Не успеешь, придется домой на обычной маршрутке ехать!». А вот – молодая женщина с табличкой Кировоградской епархии.

«Семь часов обратно ехать, представляешь? Той же дорогой», — жалуется она кому-то в телефонную трубку.

Возле Музея Гончара на траве разлеглись мужчины в военной форме. Кто-то клацает телефон, кто-то – беседует, другие просто отдыхают в тени. Из кабины автобуса, который их сюда привез, улыбается водитель.

Вот стоит группа людей, человек пять. В центре – мужчина лет 70 на вид, и что-то рассказывает, активно жестикулируя. Он одет в милицейскую форму, но без шевронов и погонов – синяя форменная рубашка с коротким рукавом и темно-синие брюки с красной полоской.

А вот – колона Кировоградской епархии, которая спешит на автобус. Рядом с ними – двое молодых пузатых мужчин в слегка смятых светлых костюмах и рубашках. Один из них говорит по мобильному – большому смартфону.

«Владыка, мы на связи, в любое время дня  ночи. Спаси Господи!», — громко говорит в телефон один из них.

Напротив входа в Лавру худой сгорбленный мужчина в темных брюках и рубашке, на вид – изрядно поношенных, и черной шапочке попа на голове, бредет по дороге, и пинает перед собой ногами две пустые двухлитровые бутылки из-под кока-колы. Они громко тарахтят по асфальту. Рядом стоит Юрий Зозуля – начальник департамента патрульной полиции Киева.

Во дворе Киево-Печерской Лавры – служба. Пение доносится на улицу, за ворота святыни. На территории же самой Лавры – сотни людей. Женщины сидят прямо на асфальте. У стены журналистка ведет стрим. За ней из-за забора наблюдают двое молодых полицейских. Внимательно смотрят ей в лицо и улыбаются.

Судя по табличкам, здесь собрались представители из разных уголков Украины: Винницкая область и город Бар, Николаевская область, Уманская, Херсон, Глухов. Здесь же стоят  палатки, в которых можно купить разную церковную утварь, и стенд с надписью «Фома – православный журнал для сомневающихся». На лавочке под стеной, вытянувшись, словно солдатик, на спине лежит пожилая женщина. Она вся в черном – юбка до пят, рубаха с длинным рукавом, черная косынка, которая подчеркивает ее чересчур восковую, почти мертвецкую бледность лица. Обуви на женщине нет – только черные капроновые носки. Глаза закрыты. Глядя на нее, становится страшно – она мало похожа на живого человека, если бы не одно но: изо рта торчит зубочистка.

Неподалеку стоит информационный стенд, который рассказывает о истории Киево-Печерской Лавры. Прямо под ним, на бровке, сидит седовласый мужчина и разговаривает по телефону. Я останавливаюсь взглянуть на стенд, и краем уха слышу его разговор. Становится интересно. Мужчина рассказывает своему собеседнику на том конце провода, как они добирались до Киева шествием.

«Подходим мы, значит, к Борисполю. И я вдруг слышу, как сзади меня кто-то берет за плечи и целует в шею. Думаю: неужто дивчина какая. Вот это благословление!», — говорит он.

В этот момент с другой стороны ко мне подходит худощавый мужчина и пытается познакомиться.

«Откуда это такая невеста приехала?», — начинает он. Кто за чем пришел, думаю я. Одни – за Божьей помощью, другие – познакомиться.

«Не ехала, из Киева я», — отвечаю ему и пытаюсь вслушаться, чем же закончилась история у седовласого.

«А я тут недалеко работаю, на Новопечерских Липках. Номерок запишешь?» — продолжает настаивать мужчина. Я отказываюсь и он наконец уходит.

«Вот, оказалось, что это Василий. Он говорит мне: Я знаю, какой завет ты читаешь! Вот это благословление! — тем временем радуется в трубку седовласый. – Потом уже шли в колонне, я такой глядь, а он от меня по правую руку идет. Василий-то. И все целовали его икону. Вот такой он популярный».

Выхожу из Лавры и вижу, что людей стало гораздо меньше, как и полиции. Из рации блюстителей правопорядка доносится указание оставаться на местах, пока не дадут соответствующее указание.

В парке Славы еще есть несколько человек: мужчины отдыхают на газоне, женщина в косынке, которая уснула, сидя на лавочке и упершись головой прямо в крупный деревянный крест, который держала перед собой, девочка лет 12-ти, в легком розовом платье, которая спит, сидя на лавочке. При этом, она держит спину ровно, ни на что не опираясь.

«Попросила я, значит, у Бога благословения, и пошла в налоговую», — говорит одна женщина другой. Обе сидят на лавочке в парке.

Окончания истории я уже не слышу. Ухожу.

Александра Горчинская

Поделитесь новостью с друзьями

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *